Железные дороги Цимлянского гидроузла

Река Дон На строительство Цимлянского гидроузла я приехал в декабре 1948 года и узнал, что уже более года ведутся большие подготовительные работы для прокладки железнодорожных магистралей и других объектов, связанных с решением главной задачи.  

Подвозились строительные материалы, создавались условия жизнеобеспечения для вольнонаемных и временно изолированных людей.

Было сосредоточено большое количество землеройных и грузоподъемных механизмов, выполнены работы по ремонтной базе, построены бытовые помещения и другие объекты.

Приведу цитаты из приказа МВД СССР № 24 от 14 января 1949 гoда:

«В соoтветствии с постановлением Совета Министров СССР № 3174-1287 от 19 августа в составе «Волгодонстроя» министерству внутренних дел СССР создать стрoительные управления и исправительнo-трудовые лагеря Волгодонского сoединительного канала Цимлянского гидроузла и закончить их формирование в первом квартале 1949 года.

Река Дон порт с памятником корабля

Начальнику ГУЛАГа МВД СССР генерал-майору Добрынину: обеспечить в 1949 году выделение «Волгодонстрою» полноценной рабочей силы, согласно приказа МВД СССР № 0148 от 11 марта 1948 года».

Сравните номера и даты приказов и поймете, что строительство Цимлянского гидроузла подготавливалось заранее.

Для строительства железнодорожных линий от станций Морозовская и Куберле к Цимлянскому гидроузлу министерству путей сообщения было поручено принять рабочую силу – до трех тысяч заключенных, которые в кратчайший срок должны были проложить подъездные пути к главному объекту – Цимлянскому гидроузлу в поселок Соленый.

С двух направлений: со стороны Куберле и города Морозовск одновременно шли два поезда под номером 609, которые были оснащены всеми механизмами для быстрейшего ввода в эксплуатацию железной дороги. В 1949 году железнодорожный поезд номер 609 проложил пути к объектам деревообрабатывающего завода, главного бетонного завода (Большой бетонный). В эту осень по железной дороге к станции ДОЗ (дерево-обрабатывающий завод) подали вагоны с картофелем и впервые строители Цимлянского гидроузла получили привозной картофель.

В 1951 году началось строительство железнодорожной станции, и в тот же год его завершили. Из воспоминаний Елены Васильевны Клевцовой: «Я пришла рабoтать на железнодорожную станцию в 1949 году. Правда, она тогда называлась «Стройка 609″. Станция представляла три двухoсных вагончика: два – для железнодорожников, а третий – для представителей строящегoся Цимлянского гидроузла». Затем появилось новое одноэтажное здание с подвальным помещением, где был устроен красный уголок.

Первым начальником станции был Сергей Самойлович Власенко. Рядом со станцией была взлетно-посадочная площадка, на которой базировались 6 самолетов АН-2.

В те годы я успешно занимался акробатикой. И вот узнаю, что в Ленинграде состоятся соревнования. Мне пришел вызов на эти соревнования. Поначалу отказался, так как не успевал на них: пароходом, а потом на поезде потребовалось бы трое суток. Каким-то образом об этом узнал начальник строительства и буквально через полчаса подъехал диспетчер на самосвале и говорит: «Собирайся срочно!» Доставили меня к взлетно-посадочной полосе, где уже ждал самолет. Через час уже был в Ростове и сразу – на Ленинград. Таким образом, успел на соревнования.

Неподалеку от стоянки самолетов располагались шатры, в которых жили цыгане. Позже эта территория называлась двадцать вторым кварталом. Там же построили магазин, в народе его прозвали «цыганским».

Многие из этих цыган устроились работать. Мне особенно запомнилась семья Вингелевских, в которой отец и мать были цимбалистами. Жители нашего поселка Соленого, а потом и города считали за честь пригласить эту семью на семейные торжества. В этой семье были дети, один из них окончил институт, стал юристом и работал в тресте «Энергострой»…

Таков вот колорит того далекого, давно ушедшего времени.

Евгений Сагин, ст. Романовская

Запись опубликована в рубрике СТРОЙКА с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>