Духоборческая культура: как было и как есть сейчас в России

старинный ростов в начале 20 века театральные женщины с вееромВ Целинском районе гостила и работала ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук С.А. Иникова. Светлана Александровна приехала в наши края из Москвы неспроста - дело в том, что уже практически 22 года она увлеченно занимается темой «Духоборцы как этнолокальная и конфессиональная общность».

Командировка была насыщенной встречами и беседами с носителями духоборческой культуры - жителями сёл: Васильевка, Хлебодарное, Хлеборобное, Ивановка.

Если в вышеназванных населённых пунктах Светлана Александровна побывала проездом, то в Петровке она погостила основательно – четыре дня насыщалась атмосферой, общалась с местными жителями, а ночевала не в какой-нибудь там гостинице, а в Музее духоборческой культуры, где её радушно встретила и оказала помощь в подборе научного материала директор музея Антонина Григорьевна Рязанцева.

Именно в ветхом домике музея, в окружении старинных экспонатов – домашней утвари и, как сказали бы сегодняшние модницы, винтажных духоборческих нарядов – мы и побеседовали с этнологом С.А. Иниковой.

женщина в костюме длинном белом платье с головным убором

- Светлана Александровна, чем Вас так привлекает духоборческая культура?

- Этой темой я занялась ещё до развала Советского Союза, в 1988-м году, тогда ещё были живы люди 1900-1910 годов рождения – очень много я почерпнула для своего труда из бесед с ними. Не могу, однако, сказать, что вот уже два десятилетия занимаюсь исключительно духоборцами. Отвлекалась и на другие темы, выпустила грандиозный двухтомник «Русские Рязанского края». В книге приведены уникальные сведения эволюции рязанцев, отражено их прошлое и настоящее: работа, процесс моления, торговля, представления о силах добра и зла, семейные обряды…

- О духоборцах у Вас, наверняка, сведений накопилось не меньше, чем на двухтомник…

- Материала действительно много. Я уже просто мечтаю дописать эту книгу. Знаете, долгое время считалось, что секта появилась в конце 18-го века. Но последние мои исследования и новые обнаруженные документы показывают, что в начале 18-го века духоборцы уже существовали, просто само название появилось очень поздно. Кстати, слово «духоборы» – неверное. Просто с чьей-то подачи пошло искажение и в конце 19-го века их уже называли и так, и эдак. Духоборцами сейчас называет себя лишь канадская община секты, а в России как-то больше тяготеют именовать себя духоборами.

Вообще, очень интересная у них история. Ещё при Екатерине они посылали своих депутатов к обер-прокурору Синода Вяземскому. Увы, поход этот не принёс желанных результатов: духоборцев разослали на каторжные работы – строить крепости: Димитрия Ростовского, Азовскую и Таганрогскую. Нелегко им пришлось и при царствовании Павла – их ссылали на Урал, в Архангельск.

И лишь при Александре I их освободили из тюрем и разрешили поселиться на Молочных Водах в Таврической губернии. До сих пор для них Молочные Воды – это как Земля обетованная. По воспоминаниям стариков это было что-то необыкновенное: плодоносные, благодатные земли. Там они создали такое маленькое государство в государстве. Жили прекрасно.

В поселении было своё руководство. Конечно, они платили все подати и налоги, но с правительством как-то особо не контактировали. Постепенно эти земли заселялись приезжими, а внутри духоборческой общины начались недоразумения и в 1841-1845-м годах их пятью партиями выселили на Кавказ – в Тифлисскую и в Елизаветпольскую губернии. Около восьми тысяч духоборцев переселились в Канаду. А из Грузии и Азербайджана, в 1878-м году, многие из них переселились в Карскую область, когда она отошла к России после русско-турецкой войны.

Жили – не тужили и опять – ситуация: в ходе Первой мировой войны Турция вернула себе Карск. Русским разрешили выселиться оттуда в течение трёх лет. Но куда возвращаться? В Грузии и Азербайджане прежние земли уже заняты, а родственники там остались не у многих.

И тогда глава общины П.П. Веригин стал добиваться через Бонч-Бруевича (последний очень благоволил духоборцам и в своё время даже участвовал в их переселении в Канаду) встречи с В.И. Лениным, которая состоялась в 1921-м году. В результате чего духоборцам разрешили переселиться на пустые земли в Сальские степи. У Ленина в то время было особое отношение к сектантству, и Бонч-Бруевич стоял на тех же позициях. Считали, что они – борцы за исконно русскую общинность.

Но после смерти Владимира Ильича духоборцев опять ждала опала властей. Начались репрессии и обвинения в том, что их общины – это кулацкие хозяйства. Духоборцы просили, чтобы им разрешили выселиться к своим собратьям в Канаду. Но, увы. Отказ. Людей согнали в колхозы…

- Светлана Александровна, на что Вы будете делать упор в своей книге?

- На то, что это – совершенно особая этнографическая группа людей, которая на основе определённых представлений о религии создала самодостаточную, уникальную культуру. Она удивительная.

Там очень много символики, большая смысловая нагрузка во всём. Я хочу запечатлеть эту культуру, хотя бы те крупицы, которые ещё можно сохранить и сберечь. Ведь из-за мировой экономической и духовной глобализации мы становимся все какие-то одинаковые. Стремлюсь показать, как цивилизация влияет на традиционную культуру, какие механизмы тут включаются – защитные, разрушительные. Очень важно сохранить хотя бы воспоминание об этой вариативности.

- Выходит, будущего для духоборческой культуры нет?

- Не стоит забывать о том, что вся наша культура – это мозаика, и когда выпадают какие-то цвета – это уже обедняет палитру. Но одно то, что духоборцы влились в русский народ и привнесли какие-то свои обособленные представления – в общем-то, тоже хорошо. Слава Богу, что они были.

- У духоборцев ведь много интересных обрядов. Расскажите нашим читателям что-нибудь…

- Знания о своих коренных традициях у младшего поколения уже практически утеряны. Ничто так не разрушает традиции, как смешанные браки. Бабушки не научили своих внуков псалмам, а псалмы - основа духоборческого учения. Раньше ведь как было? Каждая семья знала определённый набор псалмов, и когда вся деревня сходилась на моления, каждый пел именно свою часть. Сегодня многие псалмы утеряны безвозвратно…

А насчёт обрядов – очень интересно они молились. При пении псалмов брались за руки: два поклона – поцелуй – опять поклон. Кланялись они не иконам, а «образу Божиему, в человеке сияющему», считали, что души наши сотворены по образу и подобию Божиему.

Свадебный обряд очень интересный у духоборцев: за сватовством следовал запой (т.е. невесту как бы запивали, отдавали), затем жених оставался у невесты и только после этого – свадьба. И разводы не поощрялись, считалось, что ушла девушка из родительской семьи – всё, как отрезанный ломоть.

- А лично Вам какие качества в духоборцах нравятся?

- Их отношение к жизни. Они ко всем обращались ласково – Петюшка, Полюшка. Надо также сказать, что духоборцы отличаются удивительным трудолюбием. А какой у них бесподобный специфический стиль вышивки. Такие костюмы, которые вы ещё можете лицезреть в музее в Петровке, вы уже ни на ком, к сожалению, не увидите, но, может быть, дома в сундуках они ещё у кого-то хранятся…

- Светлана Александровна, поделитесь своим мнением о духоборцах Целинского района? Помогли они Вам добрать материал для книги?

- Очень помогли. Люди у вас гостеприимные, отзывчивые и общительные. И, в отличие от жителей Тульской и Рязанской областей, не такие перепуганные – не боятся пускать чужих людей к себе в гости. Я очень со многими бабулечками побеседовала, и они уже «по сарафанному радио» сообщали мне, к кому ещё можно пойти что-то «выпытать». Вот, поеду теперь писать книгу… А у вас мне очень понравилось! Я благодарна за теплый прием всем, кто откликнулся и помог мне со сбором информации. Отдельное спасибо заведующей Отделом культуры вашего района Т.М. Голосной.

Н. Кириченко

Запись опубликована в рубрике ПУТЕШЕСТВИЕ с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>