В фильме «Викинг» еще не все ужасы показали

В фильме «Викинг» еще не все ужасы показалиВышедший в 2017 году в прокат российский фильм «Викинг» сегодня все дружно ругают, но и так же дружно торопятся посмотреть.

А не жалуют кинокартину, наверное, потому, что она обманула ожидания. Соотечественники думали, что увидят сусальные картинки из жизни славянской Руси, а на них обрушили нечто брутальное и тягостное, похожее на сериал «Игры престолов»: тусклые небеса, много крови и очень-очень много грязи. Недаром «Викингу» остряки уже придумали злой слоган «Из грязи в князи»! Однако при всем обилии мрака и крови его отнюдь не тупой боевик, а полноценное художественное произведение, просветительское в хорошем смысле этого слова. Картина проникнута антиязыческим и прохристианским пафосом.

В «Викинге» язычники – неумытые, неадекватные, звероватые, дурковатые и безмерно кровожадные. А христиане – нарядные, милосердные, мудрые, просвещенные и рассудительные. Они ни кровью, ни грязью не вымазываются, мухоморных отваров не пьют, детей не душат, братьев не убивают, женщин не насилуют. И даже бороды у них – и те аккуратно подстрижены. В общем, приличные, цивилизованные люди.

Это обстоятельство вызывает особое негодование у неоязычников современных, так называемых «родноверов». Или, как их называют в Сети, «бревнопоклонников».

Впрочем, и обычным обывателям, далеким от любых сект, фильм тоже сильно не понравился. Они пишут, что «данное киноизделие это смачный плевок в прошлое русского народа». Забыв о том, что на момент Крещения (больше тысячи лет назад!) русского народа как такового еще не было. Вместо него – мешанина из враждующих восточнославянских племен.Фильм «Викинг» 2017 рецензия отклик мнение

Зрителей шокирует, что красавец-Киев, «мать городов русских», показан небольшим скопищем лачуг, между которыми бродят свиньи.

Они видят в этом злой умысел, направленный на унижение истории страны. Но, увы, в 988 году Киев насчитывал всего четыре тысячи «горожан» и занимал площадь в 11 гектаров. Ни одной каменной постройки! Только земля, глина, бревна.

Блистательным великолепным златоглавым красавцем с населением более 60 тысяч человек Киев стал только через 150-200 лет после Крещения Руси. И благодаря этому Крещению.

Еще фильму пеняют на то, что толпа киевлян показана грязной и замызганной. Никаких тебе белых одеяний, украшенных разноцветными узорами из свастик (которыми бредят «бревнопоклонники»). Но зрители не знают, что толпа была еще и Смрадом от нее несло невыносимым.

Если бы экран мог передавать запахи, то фильм смотреть было бы невозможно. Ведь почему простолюдинов в Киевской Руси называли «смердами»? «Бо смердели зело…».

А как туг не «смердети», если человек по шесть месяцев в году проводил в полуземлянке под одной крышей с домашним скотом, при отсутствии вентиляции? Только дыры в крыше для выхода дыма. Ни трубы, ни печи, лишь открытый очаг. Как ветер подует, так вся внутренность норы заполняется дымом.

Вонь от скотского помета, вперемежку с ароматом сохнущих онучей и портянок, кухонный чад, пот и дыхание десятков скученных обитателей норы, членов пресловутого «рода». Все вместе создавало незабываемый коктейль, которым пропитывалось все – одежда, волосы, тело, вещи… Оттого-то рядовые «словене» и звались «смердами».

Обычный зритель этих подробностей не знает и пишет в Интернете про плевок с экрана в русское прошлое. Но об этих нелицеприятных подробностях любознательным поведала неумолимая археология с ее бесспорными и однозначными доказательствами.Фильм кино «Викинг» 2017 рецензия отклик мнение

На постсоветском пространстве – от Балтийского до Черного моря – открыто и изучено полторы сотни дохристианских городищ древних славян. И везде одно и то же: бедность, землянки, скученность, антисанитария.

По данным фольклористов, если парень той эпохи хотел поухаживать за девицей-красой, то нежно говорил ей: «Давай я у тебя в голове поищуся». И начинал вычесывать из ее волос вшей и гнид.

Не случайно арабские путешественники – Ибн-Фадлан, Идриси, Истархи – в IХ-Х веках писали о славянах как о народе, обладающем красивыми телами и статью, но при этом пренебрегающем чистотой (в оригинале куда более жесткие характеристики).

Ибн-Фадлан с ужасом рассказывает, как на его глазах некий высокопоставленный русич при умывании сморкался и сплевывал в ту же лохань, из которой умывался. И в ней же, не сменив воду, продолжали умываться его дружинники и слуги по очереди, следуя старшинству. Так же и в семьях: глава рода совершал утренний туалет тем же манером.

Так что авторы фильма еще пощадили зрителя, не показав подобных сцен из жизни дохристианской Руси…

В научных исторических изданиях -еще более шокирующие сцены, такие, что их трудно представить даже на нынешнем жестоком и натуралистичном киноэкране!

Взять, например, отрывок из «Трактата о путешествии Ахмеда ибн-Фадлана на реку Итиль» (Волгу) в 921-922 годах, за 60 лет до Крещения Руси (глава из трактата называется «Похороны знатного руса»).

На тех похоронах кровь людей и животных лилась рекой – богов-то у язычников было много! Особенно жалко путешественнику было одну девушку – самую красивую из числа наложниц умершего князя. Ее жрецы уговорили принести себя в жертву, перед этим опоив наркотической дрянью. Те волхвы-жрецы по обычаю (который сами и придумали) настояли, что перед смертью девушка должна была «сочетаться» со всей кодлой жрецов, и в первую очередь с главным из них, и потом еще «в присутствии умершего» – с близкими родственниками господина.

Перед самым умерщвлением опоенную мухоморами девушку поднимали на площадку, где она кричала, что видит такого-то (назывались имена недавно умерших членов рода). Под конец она восклицала: «Вижу моего господина в прекрасном саду! Ведите меня к нему!» Это был сигнал к началу жертвоприношения.

Действие   дурмана   заканчивалось, девушка в последнюю минуту пыталась вырваться, но ее держали «крепкие мужи», которые ее связывали. К девушке приближалась «старуха омерзительного вида» с петлей в руках. Старуха «передавала два конца веревки двум мужам, дабы они тянули веревку за оба конца, а сама же, имея в руках огромный кинжал с широким лезвием, начала втыкать его поочередно между ребрами девушки и вынимать его, в то время как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла». Вот что повествует Ибн-Фадлан.

Такого, конечно, в фильме «Викинг» нет. Вот почему показ реалий дохристианских обрядов славян можно считать смягченным!

Потом еще теплый труп красавицы клали у ног мертвого господина, находящегося в полусидячем положении. Рядом были разложены туши лошадей, быков, собак, кур, богатое оружие, ковры и посуда. Все это – на палубе ладьи, которую поджигал родственник умершего. Почему-то совершенно голый…Фильм кино «Викинг» 2017 рецензия отклик мнение критика

Раскопки у подножия знаменитого «Збругского идола» и находки детских скелетиков натолкнули археологов на ужасное подозрение, что в жертву богам волхвы могли приносить и младенцев. По выражению Н. Карамзина (ну разве это не авторитет?), «вся земля на капищах на сажень в глубину пропитывалась кровью».

Военнопленные обычно в плену долго не задерживались. Их тоже приносили в жертву какому-нибудь Перуну, поджаривая на огромных кострищах.

По сведениям Нестора, изложенным в его «Повести временных лет», древляне сожгли 300 пленных воинов князя Олега. Следы этого гигантского кострища диаметром в 120 метров (!) археологи обнаружили в XX веке северо-западнее Киева.

«Словене» очень любили сжигать и вдов. Впрочем, женщины шли на костер добровольно, согласно обычаю сгореть живьем вместе с трупом мужа на погребальном костре. Ужасу предшествовало прощание с детьми, которые обязаны были смотреть на всю эту процедуру.

В фильме «Викинг» это не показали. Но есть в польской исторической ленте «Когда солнце было богом».

Все «знатные русы» имели гаремы. Сам князь Владимир держал в своей резиденции Вышгород двести наложниц. Для активной половой жизни молодого мужчины хватило бы и двадцати, но здесь на первом месте стоял вопрос статуса! (В фильме «Викинг» этот вопрос обойден стороной.)

Не отставали и жрецы-волхвы. Вот только гаремов они держать не могли. Их партнерши прямиком отправлялись на костер. Но хитрые мерзавцы пользовались своим положением на полную катушку, выбирая для своих обрядов первых красавиц племени.

Этих жрецов (волхвов-ведунов-кощунников) соплеменники панически боялись. Больше, чем князя, больше, чем врага-степняка! Волхв мог назначить на роль жертвы любого не угодного ему человека, проклясть самого князя. Современники верили: мог повелевать громами и запросто говорить с богами.

Крещение Руси положило конец власти мрачных колдунов. Ведуны вынуждены были уходить в болота и чащобы и только там «кощунствовать» (позже это слово станет ругательным).

«Жить в лесу – молиться колесу», – говорили в народе, подразумевая, что шаманы молились колесу, пню и тесаному столбу.

Их авторитет был сильно подорван остроумными действиями Новгородского князя Глеба, устроившего на вечевой площади города своеобразный диспут с главным «ведуном».

Князь подошел к ведуну, мутившему народ:

-        Так ты говоришь, что все будущее ведаешь?
-        Ведаю, князь!
-        И свое будущее тоже?
-        И свое тоже.
-        И что с тобой сегодня произойдет, ведаешь?
-        Ведаю!
-        И что же с тобой должно случиться?
-        Великие дела сотворю…
-        Ну так получай!!!

И с этими словами князь выхватил топор и тюкнул им прямо в лоб «ведуну».

«Вот видите, – поучительно сказал князь оторопевшей толпе, потрясая окровавленным топором, этот обманщик даже собственное будущее наперед предсказать не мог. А туда же: судьбы народов предрекал…»

Подобного эпизода в фильме нет. Но есть другой – крещение киевлян в Днепре, показанное как прекрасное ликующее радостное действо.

Мрачный колорит фильма, как по волшебству, уходит. Золотой византийский крест ослепительно сияет на фоне лазурных небес и изумрудной зелени. Чистые лица людей счастливы. Толпа радостно стремится к реке – креститься! И с чего бы ей не радоваться? Ведь теперь не надо кровь проливать и по-дикарски мазаться ею, душить девушек и топить немощных стариков…

Люди, наверное, почувствовали, что с души у них будто камень свалился! Не надо больше отдавать жрецам на расправу близких и терпеть поборы этих мрачных шарлатанов. А еще это победа красоты над уродством. Вместо убогих кровавых капищ холмы украсили златоглавые храмы… В целом фильм «Викинг», несмотря на некоторые «голливудские» издержки,  все же  превосходно выполнил свою пропагандистско-просветительскую задачу, прославив Крещение Руси.  И честно показал шокирующие реалии дохристианского дикарства. Хотя и в сильно смягченном виде.

«Вечерний Ростов» 23 января 2017

Запись опубликована в рубрике ОБЩЕСТВО с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>